Грачи и призраки прилетели: новинки ярмарки non/fictio№весна
Какую прозу унести с собой: альтернативные нулевые и творческий Екатеринбург
«Тем легче» Анастасия Сопикова
Эта книга — калейдоскоп из девяти историй, которые можно читать в любом порядке (кроме первой и последней). Героини и герои рассказов — наши современники, живущие в России и за ее пределами. Их объединяет одно — острое желание убежать от реальности, спрятаться в мир фантазий и воспоминаний.
В первом рассказе читатель знакомится с молодой женщиной, которая пытается справиться с одиночеством и творческим кризисом в командировке. Ее жизнь переворачивается с ног на голову, когда она встречает загадочного юношу.
Последний рассказ подводит итог всей книге. Автор размышляет о природе памяти и о том, как прошлое влияет на настоящее.
«Мировая», Шамиль Идиатуллин
Начало альтернативных 2000-х. В сердце России вскипает конфликт, который вот-вот выплеснется за границы страны: официальный Татарстан разрывает отношения с Москвой, подтягиваются наблюдатели из ООН и вспомогательные силы НАТО. Стороны затевают противостояние, задействующее стратегические технологии, экономическое давление и манипулирование общественным мнением с помощью СМИ. Но есть еще одна сила, незаметная поначалу. И от нее во многом зависит, чем закончится эта история.
«Мировая» — дебют дважды лауреата премии «Большая книга» Шамиля Идиатуллина. Впервые роман был опубликован в 2004 году.
«Хрустальный дом», Юлия Лукшина
Юлия Лукшина тщательно и умело разбирает склонность человека верить в собственные иллюзии и реализовывать их, увы, с непредсказуемым результатом. Поэтому прошлое в ее рассказах легко перетекает в настоящее и будущее, жесткий реализм — в бытовую магию, ненависть — в любовь, и наоборот. Живые и мертвые, звери, люди и даже предметы обладают равным правом на чувства и высказывания. Герои не столько ищут, сколько утверждают себя в окружающем мире и пространстве, чтобы затем парадоксальным образом раствориться в нем и превратиться во что-то новое. А истории их жизни и любви зачастую зависят от неосознанной ими случайности вроде давно позабытой фотографии из парка аттракционов.
«Каллиопа, дерево, Кориск», Роман Шмараков
Два человека приходят в дом, где раньше не бывали, встречают хозяина, почему-то превратившегося в привидение, и решают, что их визит некстати и благоразумнее будет уйти. Но решить легко, а сделать трудно.
На протяжении всего романа они скитаются по огромному дому, который, словно вырвавшись на волю после смерти хозяина, встречает их то стаями вилок, бродящих по коридорам, то фонтаном, бьющим из аквариума, то иными вещами, которые приятно описывать, но не так приятно испытывать.
Один из двоих, вспоминающий об этом беспримерном приключении, похоже, очень не любит свой рассказ и делает все возможное, чтобы уклониться от его прямой линии: половодье анекдотов, затопляющее его речь, заставляет читателя почувствовать, каково это — идти дорогой, на которой тебе постоянно что-то мешает.
«Ночь между июлем и августом», Дарья Золотова
Десять историй о том, что быть вместе не значит не быть поодиночке. Герои рассказов Дарьи Золотовой пользуются социальными сетями и приложениями для знакомств, ищут близких по духу и душе, соблюдают чужие границы и выстраивают собственные, но всё это не спасает их от внутренней пустоты. Современность предложила множество способов объединиться, но никто так и не дал ответа, что же на самом деле делает людей родными.
«Непокои», Маргарита Ронжина
Роман о зависимости, о творческом поиске, преодолении утраты и разрушающих силах прошлого.
Урал, двухтысячные. Поэт Сережа уезжает в горы, пытаясь излечиться от пагубной привычки, и в поисках истинной красоты записывает стихи на аудиокассеты. Его сестра Катя тяжело переживает исчезновение брата, бросая университет и окунаясь в богемную жизнь Екатеринбурга. В нее влюблен Рома — моряк на рыболовном траулере и художник, втянутый в взрывоопасный любовный треугольник.
В новом романе Маргариты Ронжиной герои выживают в пространстве больших и малых городов и ищут собственные смыслы, борясь с бесконечной душевной смутой.
«Остановка грачей по пути на юг», Наталья Бакирова
Быт большинства горожан в уральском Баженове связан с атомной электростанцией, вокруг которой выстроен город. Энергетики посвящают себя любимой профессии, порой оставляя за скобками все, что делает человека цельным: мечты, стремления, семью. И хотя не каждому удается сыграть главную роль в собственной жизни, судьба иногда дарит шанс переписать неудачный сценарий. Просто не все способны им воспользоваться.
Сборник «Остановка грачей по пути на юг» завершает дилогию, начатую книгой «Дальний Лог. Уральские рассказы», но эти истории об одиночестве и проживании горя, цене пассионарного профессионализма и семейных ценностях можно читать отдельно.
«Глупый август», Гюнтер Грасс
Стихотворения и графика Гюнтера Грасса, собранные в этом издании, были созданы в Дании в конце лета 2006 года. Они представляют собой художественную реакцию Гюнтера Грасса на дискуссию, разгоревшуюся в СМИ вокруг публикации его мемуаров «Луковица памяти». Так, из разрозненных эмоций и впечатлений, появилась книга — арт-объект, где текст и иллюстрации образуют неразрывное целое.