«Их объединяет тема погружения в различные стихии и внутренние состояния». Ольга Харитонова о рассказах в сборнике «Погрязание»
Свежие события и старые сюжеты в новом прозаическом цикле
У Ольги Харитоновой вышел новый сборник рассказов «Погрязание». Поговорили о восприятии природы, источниках вдохновения и планах на будущее.
Как климат влияет на нашу жизнь
— Одно из ваших высших образований получено в аграрном университете. Отражается ли этот опыт в творчестве?
— Учась на агрохимика-почвоведа, я поняла, как сильно люблю природу — и как мало о ней знаю. Меня увлекало все: и состав почв, и жизнедеятельность растений, и влияние климата на нашу жизнь.

Теперь, когда я пишу о природе, я делаю это с любовью и вниманием к деталям: проверяю, какие растения встречаются на поляне в этой полосе, какие птицы поют в лесу в тот или иной час. Я стремлюсь к тому, чтобы мои тексты были точными, детализированными и даже немного познавательными.
— Часть историй —это отклики на недавние страшные события, верно?
— Да, это верно. Жители Орска и Анапы наверняка узнают в текстах реалии своих городов.

Прорыв дамбы в Орске. Фото: Victor Lisitsyn/Globallookpress
Мне было важно выплеснуть возникшие по поводу происходящего эмоции, особенно потому, что некоторые из этих проблем — длящиеся, они либо не решены вовсе, либо решены временно, а другие — будут иметь многолетние последствия. Ключевой задачей для меня стало поймать и описать их первопричину.
Переосмысление прежних сюжетов и современные реалии
— Есть среди историй переосмысление как свежих событий, так и, например, новая версия «Приключений Электроника», своеобразный вариант сюжета Дж. Р. Р. Толкина. Как вы работали со старыми сюжетами?
— Мне кажется, что сегодня важно переосмыслить некоторые прежние нарративы с учетом современных реалий. В работе с классическими сюжетами я действовала по-разному: одни стали для меня лишь отправной точкой, задав общее направление для героев, а другие мне захотелось воссоздать почти буквально, максимально близко к оригиналу.

Кадр из фильма «Приключения Электроника», 1979 г.
Ярким примером такого переосмысления стал фильм про Элика, который я нежно любила в детстве. Мне показалось интересным порассуждать о том, какую функцию он мог бы выполнять сегодня, будучи созданным в наше время.
— Какие еще произведения искусства, на ваш взгляд, перекликаются со сборником «Погрязание»?
— Мне видится смысловое родство этого сборника с прозой Евгении Некрасовой, особенно с ее последней вещью — «Улицей Холодова». Если проводить параллели с сериалами, то здесь есть мрачная атмосфера «Аутсорса», увлекательная философичность «Пассажиров» и, возможно, дух «Кибердеревни».

Кадр из сериала «Аутсорс», 2025 г.
Из визуальных ассоциаций сразу приходят на ум работы Павла Отдельнова, Кирилла Стрюкова, Симона Столенхага и Якуба Розальски.
«Каждому рассказу найдена пара»
— Рассказы, составляющие ваш новый сборник «Погрязание», написаны в разные годы, с 2017 по 2025 год. По какому принципу вы их объединили?
— Большинство рассказов сборника были созданы в течение последних нескольких лет, ключевые — за прошедший 2025 год. Все эти тексты я вижу в едином жанровом ключе — на стыке магического реализма и социальной фантастики. Их объединяет тема погружения в различные стихии и внутренние состояния, а также последующего выхода из них — или же невозможности такого выхода.

Павел Отдельнов, «Ковчег», 2014 г.
Кроме того, под этой обложкой каждому рассказу найдена пара, хотя с первого взгляда это может быть неочевидно. Например, здесь есть два текста о погружении в воду и два — о раздвоении личности.
— Мне кажется или в текстах стало меньше фантастического и больше сказочного?
— Это получилось неосознанно: я просто подбирала героев под каждый конкретный сюжет.
Сказочные птицы и русалки — это не совсем в моем стиле, однако, когда пишешь о России, мне кажется, рано или поздно неизбежно обращаешься к ее фольклору.
— После публикации «Чужой стороны» вы рассказывали, что работаете над романом. Но выпустили новый сборник рассказов. Приблизились ли вы к тому, чтобы написать роман, или решили остановиться на короткой прозе?
— Работа над романом идет. Это будет ретеллинг «Голодных игр» — жесткая игра на выживание, проходящая в круглом панельном доме где-то в Москве.

Якуб Розальски, «1920 — перед бурей», 2016 г.
Я убеждена, что для создания качественной вещи требуется несколько лет: необходимо собрать фактуру, выстроить сюжетные линии и проверить черновик на читателях. Надеюсь, что через год-два роман увидит свет.
.png)

