Кинозвезда и любитель собак: 5 фактов о Владимире Маяковском
Вспоминаем автора в его день рождения
19 июля 1893 года родился выдающийся поэт, драматург, художник и актер Владимир Маяковский. Вспоминаем пять историй о нем. Некоторые из них подробно рассказаны в книге Анатолия Наймана «Русская поэма».
Снимался в кино
Маяковский принял участие в нескольких кинопроектах. Главный из них — фильм «Барышня и хулиган». Владимир Маяковский и Александра Ребикова играли влюбленных ученика и учительницу. В первоначальном варианте названия — «Учительница рабочих» — была подчеркнута идеологическая направленность ленты.

Кадр из фильма «Барышня и хулиган», 1919 год
Увлекался живописью
Маяковский учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Там он познакомился с Давидом Бурлюком и вошел в круг футуристов. Анатолий Найман в «Русской поэме» отмечает, что обучение не было напрасным. Хотя Маяковский не стал плодовитым художником, Роман Якобсон и другие исследователи отмечали влияние живописи на его текст. В частности визуальное понимание искусства отразилось в знаменитой «лесенке» Маяковского.

Давид Бурлюк, Нью-Йорк, 1923 год. Фото из книги Екатерины Горпинко «Стихи и вещи: Как поэты Серебряного века стали иконами стиля»
Любил собак
Маяковский обожал хвостатых и часто приводил Брикам питомцев. Как-то раз он подобрал на улице щенка, которого назвал Щеном. Поэт полюбил пса и проводил с ним много времени. Лиля Брик отмечала сходство между хозяином и питомцем.

Владимир Маяковский с собакой
«Они были очень похожи друг на друга. Оба — большелапые, большеголовые. Оба носились, задрав хвост. Оба скулили жалобно, когда просили о чем-нибудь, и не отставали до тех пор, пока не добьются своего. Иногда лаяли на первого встречного просто так, для красного словца. Мы стали звать Владимира Владимировича Щеном. Стало два Щена — Щен большой и Щен маленький».
Лиля Брик «Пристрастные рассказы»
Ненавидел Есенина
Сложно найти двух более разных поэтов Серебряного века, чем Владимир Маяковский и Сергей Есенин. Один — лирический певец деревни, любви и природы. Другой — эпатажный фанатик города, будущего и революции. Поэты не понимали друг друга при жизни, и их вражда продолжилась даже после того, как Есенин покончил с собой.

Сергей Безруков в роли Есенина и Евгений Дятлов в роли Маяковского. Кадр из сериала «Есенин», 2005 год
Пародируя строки прощального стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья...», Маяковский в эпиграмме «Сергею Есенину» противопоставил судьбе погибшего поэта собственную:
«В этой жизни
помереть
не трудно.
Сделать жизнь
значительно трудней».
Выбирал недосказанность
Как рассказывает Анатолий Найман в книге «Русская поэма», знаменитое произведение Маяковского «Облако в штанах» до Революции считалось богохульным, публиковалось с цензурой и сокращениями. Однако после того, как в печати появился полный текст поэмы, Маяковский отметил, что с пропусками и сокращениями она выглядела таинственнее и интереснее.
«Цензура запретила публиковать шесть страниц текста! Это лишь разжигало больший интерес к вещи, придавало строчкам еще больше цены, в частности и той, которой они не обладали».
Анатолий Найман «Русская поэма»
.png)

