Портрет: Вера Сорока
Финал — всегда про надежду
Попросили Веру Сороку, автора романа в рассказах «Питерские монстры», продолжить пять предложений о писательстве.
- Когда вышел мой дебютный роман, я почувствовала примерно ничего. Уверена, так ответят многие авторы, не склонные к излишнему пафосу.
В процессе подготовки книги ты постепенно привыкаешь к ее существованию. Смиряешься с этим. Поэтому выход романа не происходит внезапно, и ты вдруг не просыпаешься знаменитым (за редким исключением).
Больше всего эмоций вызвало письмо от «Альпины.Проза» с предложением сотрудничества. И момент, когда я впервые увидела, что «Питерских монстров» читают в метро. - Больше всего в писательстве мне нравится легитимность быть странным («чем безумнее — тем забавнее») и общение с друзьями-писателями. Понимаю, ожидался ответ про вдохновение/озарение/радость творчества, но сообщество таких же странных людей, как и ты, придает хоть какой-то смысл всему этому мероприятию.
Ну и отзывы читателей, разумеется. Я человек простой и больше люблю положительные комментарии, но иногда меня могут привести в восторг и негативные — трешовые и очень смешные. Нравиться абсолютно всем — очень подозрительно. - Писатель, манера которого мне кажется привлекательной, это Евгения Некрасова. Это неизменно Евгений Бабушкин, у которого я училась и ненамеренно перенимала ритмизованный слог. Это Денис Осокин.
Вообще, привлекательность и желание/возможность повторить могут быть вещами весьма удаленными друг от друга. Я-читатель и я-писатель — две разные сущности, и довольно часто нам нравятся разные тексты. - Труднее всего мне пишется по четко разработанному плану, когда я знаю историю до мельчайших подробностей. В прозе такое редко случается, там я кинговский садовник. Но вот в сценариях без плана практически невозможно.
В работе над сценарием одной видеоигры я написала весь лор (совокупность историй, персонажей, особенностей мира игры. — Прим. ред.) , все сюжетные ответвления и все концовки. Оставалось чисто технически прописать события. Это было довольно мучительно, ведь я люблю делать открытия по ходу развития сюжета. Люблю удивляться тому, как все складывается. - Когда я заканчиваю текст, я чувствую, что можно сделать еще лучше. На самом деле, у тревожных людей работа над романом не заканчивается никогда. Единственная возможность это остановить — методом физического изъятия текста.
Я открывала «Питерских монстров» всего несколько раз — для публичных чтений. Больше без серьезных на то причин книгу не читаю, ведь всегда найдется что-то недостаточно хорошее.
Осознанно или нет, но финал каждого текста для меня всегда про надежду. И когда текст закончен, мне и самой становится чуть проще верить в лучшее.