Пять причин читать роман Александры Шалашовой «Как тебя зовут»
Анастасия Шевченко о новом романе писательницы
В издательстве «Альпина.Проза» выходит новый роман писательницы Александры Шалашовой «Как тебя зовут». Публикуем рецензию критика и литературного обозревателя Анастасии Шевченко.
Александра Шалашова снова исследует тему аберраций памяти — личной и коллективной. Новый роман, новые герои и локации, непривычные для автора манипуляции с параллельным сюжетом в другом хронотопе, но сквозная линия «что произошло / как это запомнилось» прослеживается довольно четко. Этот немного тревожный, но не удручающий мотив: с одной стороны, маркер узнавания для давних поклонников, с другой — авторская последовательность и поиск новых инструментов. При этом Шалашова пишет не столько о запоминании и вспоминании, сколько о феномене забывания: вещи и их суть, знакомые места и лица, звуки и запахи исчезают из памяти, выветриваются и выцветают.
Это история о том, что между поколениями не только пресловутый разрыв, но есть и объединяющее начало. Дети отдаляются от родителей, внуки — от дедушек и бабушек. Зумеры посмеиваются над бумерами. Но Шалашова не делит людей на возрастные страты, видя в каждом прежде всего человека с индивидуальным набором достоинств и недостатков. Прочее — частности и желание наладить отношения, чтобы через познание другого лучше понимать себя.
Проза поэтов — нежная до чувственности. «Женя осторожно кладет бусинку на сухую темную ладонь, где она становится ягодкой, яблочком в ветвях папиллярных узоров, глубоких, словно бы проточенных водой или ветром». Поэтесса Шалашова и в прозе бережна к словам, формирующим образы. Ее тексты местами не лишены силлабо-тонической ритмики, как будто строчки вот-вот соберутся в строфу, но усилием авторской воли остаются там, где должно.
Тема взросления — внешнего и внутреннего, вызревание личности в некомфортных условиях, скорее вопреки, чем благодаря, — снова отвечает авторским задачам в новом тексте, но дискретно, без подачи в лоб. Подросток Людвиг из 1940-х и уже не ребенок, но все еще слишком юная для свалившихся потрясений Женя, современница читателей, гораздо ближе друг другу, чем может показаться, несмотря на все зримые и умозримые различия.
Нелинейное повествовательное пространство для Шалашовой не в новинку, но впервые она обращается к разрыву в несколько десятилетий и тысячи километров. Ее персонажи живут в России и Германии; ее история разворачивается сразу в двух плоскостях, и это позволяет автору создать напряжение, какое бывает в лабиринте с множественными отражениями в зеркальных стенах. Но выход найдется, как только сюжетные линии сплетутся в один узел.