«Смерть не тупик, а просто новая зеленая дверь». Вера Сорока о «Сказках слепого мира»
Монстры, фольклор и надежда
К выходу цикла рассказов Веры Сороки «Сказки слепого мира» поговорили с автором о магических существах из сборника, борьбе со страхом смерти и творческих планах.
«Самоирония оберегает нас от окончательного безумства»
— Что объединяет «сказки слепого мира» в один цикл?
— Надежда. Несмотря на то что почти в каждом рассказе кто-то умирает, мне бы хотелось, чтобы этот сборник давал желание жить.
Не обещаю хеппи-эндов — иногда будет сложно и местами черно, но я всегда стремлюсь к предвкушению чего-то хорошего в финале. Ощущению, что рассвет близко.

— В сборнике появляются Кот Баюн, киборги, супергерои DC и Красная Шапочка. Можно ли считать, что все они сосуществуют в одной вселенной?
— Если все эти создания сосуществуют в наших умах, почему бы им не сосуществовать в одной вселенной? Есть роскошный графический роман «Сказки». В нем Золушка, Белоснежка, Синяя Борода, Три поросенка и многие другие персонажи живут в современном Нью-Йорке.

Страница из серии комиксов Билла Уиллингема «Fables», 2002 г.
Мне нравится эклектика. В том числе и фольклорная. Это всегда немного самоирония, а самоирония оберегает нас от окончательного безумства.
Чудеса как бытовая рутина
— Оба сборника, «Питерские монстры» и «Сказки слепого мира», начинаются со смерти героев. Такое начало за упокой — случайность или закономерность?
— Не случайность. Более того, в сборнике «Сказки слепого мира» есть цикл рассказов «Неделя с̶м̶е̶р̶т̶и жизни», где каждый рассказ начинается со смерти — смерти в воскресенье, смерти в понедельник, во вторник и так далее. И продолжается разного рода жизнью.
В детстве я поразительно рано постигла концепцию смерти. И очень испугалась. Разумеется, боюсь до сих пор. Поэтому так много говорю и пишу об этом. Сделать смерть началом истории, а не ее концом — мой способ борьбы с собственным страхом.
— А пересекаются ли миры двух сборников? Например, в «Сказках слепого мира» есть несколько русалок. Возможно, русалка Невка из «Питерских монстров» с ними знакома?
— Как минимум одна русалочья параллель есть. Вы ее очень точно подметили. Вообще, я не задумывала намеренных пересечений. Но всегда радуюсь, если они находятся или вчитываются.

Иван Билибин. Русалка. Иллюстрация к книге «Всеобщая мифология. Мифология славян», 1934 г.
Наверное, рассказ «Питерские боги» созвучнее всех с романом «Питерские монстры». По причине Петербурга, разумеется. И общего вайба чудес как бытовой рутины. Меня очень увлекла эта история. После окончания работы над вторыми «монстрами» планирую писать про богов.
«Выход есть всегда. Если не тот, так другой»
— И напоследок. Герои рассказывают, что бог ослеп и прозреет, только когда умрет последний человек. Неужели все настолько пессимистично? Есть ли другой выход?
— «Эта сказка привирает», — сказала одна из героинь. Скажу и я.

Технически бог не ослеп, а только потерял глаз, а после отрастил пятьсот новых. Да и всем людям ни к чему умирать. Даже каноническое зло редко к этому стремится, ведь если не будет людей, не будет и понятия зла. Злодеям придется искать другую работу.
А выход есть всегда. Если не тот, так другой. И даже смерть здесь не тупик, а просто новая зеленая дверь. Не уверена, что так работает в жизни, но в моих текстах — точно.
.png)

